В поиске ответов на многочисленные риторические вопросы о будущем нашей экономики мы не устаем придумывать новые принципы, основания, подходы, «национальные экономические чуда» и другие новаторские экономические комбинации. Беда лишь в том, что от выполнения всех этих экономико-гимнастических фигур вышел один большой экономический вывих, что перерос в паралич с инфляцией, коррупцией, тенизациями, безработицей и долгами.

Мы видим попытки быстро и ярко удивить мир своими или позаимствованными экономическими «ноу-хау» в сочетании с неминуемым периодом перераспределения капитала. Это привело к реальному удивлению мира тем, как при наличии таких прекрасных стартовых условий и богатых экономических ресурсов государство все еще является не достаточно успешным и процветающим. Здесь проявилось непонимание патриотических сил в необходимости перехода от политической к экономической парадигме развития государства. Хуже всего то, что такие политические перипетии поставили в зависимость экономическое продвижение государства, то есть, законсервировали его. В это время экономический мир не стоит на месте – он уверено и стабильно развивается, не дожидаясь отстающих. Пришло время заняться экономическим развитием государства систематически и стратегически.

Мы все еще занимаемся изобретением экономического велосипеда, в то время как человечество уже давно определило основные правила и закономерности хозяйственных взаимоотношений и принципы «ведения хозяйства»(что с древнегреческого и означает – «экономика»). И произошло это не в «открытиях» и работах Смита, Маркса, Кейнса, Самуэльсона или Фишера, а значительно раньше – это произошло, не удивляйтесь – еще до нашей эры. Именно так, практически все известные нам сегодня принципы хозяйствования определялись и использовались во времена формирования первых государственных образований.

Развитие и охрана частной собственности, поддержка собственного производства, содействие мелким и средним производителям – это постулаты 18 века до н.э. В законах Хаммурапи впервые были отображены основные элементы экономической жизни:

  • право на частную собственность(посягательство наказывалось отдачей в рабство или смертной казнью!);
  • право на производственную деятельность, формирование товарно-денежных отношений.

Но особое внимание в кодексе Хаммурапи привлекает тот факт, что в нем указана обязанность царской власти беспокоиться о защите интересов собственных производителей, особенно мелких! Невольно вспоминаются современные, только словесные, призывы о необходимости поддержки отечественного производителя и мелких и средних предприятий. Человечество поняло это еще в 18 веке до н.э.!

Огромный вклад в развитие экономических идей сделали древние китайские философы и мудрецы. Ряд прогрессивных и до сих пор актуальных утверждений выдвинул Мо-цзы и его приверженцы – моисты:

  • всестороннее развитие производства для удовлетворения потребностей всего населения;
  • развитие свободной инициативы мелких производителей;
  • всеобщее участие людей в физическом труде.

Статья подготовлена деловым порталом fdlx.com